Как воздействует фотография на зрителя?
Суть фотографии, можно понять, только рассматривая конкретный снимок или фотопроект, а не анализируя всё творчество одного автора или целого направления фотографии.
Фотографии воздействуют на зрителя по-разному – одни возбуждают в душе радость, другие оставляют безразличным, третьи вызывают неприязнь.
Есть два элемента, сочетание которых в фотографии производит на зрителя то особое воздействие, в результате чего фото «закрепляется» в его сознании.
Первый элемент - человеческий интерес- "студиум", который означает "изучение", желание понять, пристрастие к чему-то, привязанность к кому-то.
Автор фото 1 Алексей Бушов ©
Именно благодаря студиуму зритель испытывает интерес ко многим фотографиям - хроникам событий – политических, культурных, спортивных…, фиксации жизни знаменитостей, потому что такие фотографии делают зрителя причастными к образам современности или истории.
Но этот интерес поверхностный, отстранённый – как будто скользишь по тёплой морской глади, находясь на границе воздуха и воды – границе миров познания и душевного переживания, не проникая и не углубляясь в последний.
Студиум - это из области «нравится» или «не нравится», а не из области «любить». Он провоцирует неопределенный, ровный, безответственный интерес, подобный тому, что испытывают к людям, одежде, книгам, фильмам, которые считают «хорошими».
Фотографии информируют, удивляют, придают значимость, пробуждают желания, а зритель воспринимает их с большим или меньшим удовольствием - направляет на них своё желание познать, которое никогда не бывает ни наслаждением ни болью.
Одного студиума для того, чтобы снимок запомнился, начал «существовать» в сознании зрителя не достаточно, потому, что его избыток в фотографии приводит к обеднению фото, делает его одномерным, таким, какими является подавляющее большинство снимков. Студиум – управляемая реакция зрителя на изображение.
На фото 2,3,4,5 примеры фотографий которые вызывают поверхностный интерес, наличие в них "студиума".
Автор фото 2 Марк Адамус © Автор фото 3 Ксения Морозова ©
Автор фото 4 Михаил Чекалов © Автор фото 5 Quinn Rooney ©
Второй элемент раскалывает (или заглушает) студиум. Существует в латыни слово для обозначения этого укола, этой отметины – «пунктум». Пунктум фотографии - это то случайное в ней, что укалывает зрителя..., запускает какие-то внутренние механизмы чувствования, сопереживания.
Пунктум.
Живой контакт между зрителем и снимком возникает от какой-то неожиданной детали, присутствующей в фото, не возникающий из желания познать и изучить снимок. Это происходит не зависимо от желания зрителя, этим не возможно управлять. Это либо есть в фотографии, либо нет. Такая деталь и есть пунктум.
Роль пунктума может выполнять не всякая деталь. В любом случае это не может быть запрограммировано автором-фотографом.
«Если ощущения «укола» нет, то, потому что фотограф пытался встроить деталь пунктума намеренно».
«То, что зритель может сформулировать, не может «уколоть». Неспособность назвать – это верный симптом переживания».
При разглядывании фотографий 6,7,8,9 можно почувствовать как у Вас включаются механизмы сопереживания - в них присутствует "пунктум".
В фото 6 это рука ребёнка, прикрывающая рот матери.
В фото 7 "пунктум" - взгляд мальчика в обрамлении рук с кинжалами.
На фото 8 - мать с закрытими глазами, не желающая видеть страдания своего ребёнка и воющая собака на заднем плане.
На фото 9 "пунктум" - руки старой женщины, похожие на корни деревьев, в сочетании с позой и лицом вызывает оцущение глубокой скорьби.
Автор фото 6 Finbarr O’Reily © Автор фото 7 Steve McCurry ©
Автор фото 8 Sebastiao Salgado © Автор фото 9 Sebastiao Salgado ©
Фотографии в которых нет никакого пунктума остаются «неподвижными», когда на них смотришь. Они вызывают только самый общий, «гладкий» интерес. Они не могут «уколоть», в них содержится только студиум.
Более подробно о том, как воздействуют фотографии на зрителя и как это использовать при создании изображений, Вы узнаете из материалов «Маркета занятий»
При написании статьи использованы материалы:
Из книги Ролана Барта «CAMERA LUCIDA»
Из книги Ролана Барта «Мифологии»