Компоновка, конструкция и композиция.
Что такое компоновка, конструкция кадра и композиция.
Для понимания фотокомпозиции необходимо учиться воспринимать изображения на уровне чувств и ощущений. Очень важно, на начальном этапе занятия фотографией, учиться чувствовать в изображении равновесие, либо его отсутствие.
Чувство равновесия у каждого человека врождённое, так как каждый из нас может вертикально стоять и ходить не падая – держать равновесие всегда, даже не осознавая этого. В первую очередь необходимо научится размещать и уравновешивать объекты в изображении при помощи простых правил. Нужно организовать изображение, упорядочить его элементы.
Автор фото 1 Алексей Бушов ©
Компоновка – первый уровень организации изображения, распределение предметов и фигур в кадре. Основная цель компоновки — элементарное заполнение пространства кадра, уравновешивание верхней части фотографии с нижней и левой части с правой. Желательно при этом не оставлять пустых мест в кадре. Хотя и пустота тоже может уравновешивать некоторые объекты…, но об этом в материалах «Маркета занятий» в разделе «Планы. Перспектива. Композиция»
Есть простые правила компоновки и начинающие фотографы часто их принимают за композиционные приёмы, но компоновка и композиция соотносятся как текст SMS-сообщения и очерк о путешествии.
Вот основы компоновки - правило третей, использование диагоналей, размещение уровня горизонта не делящее кадр пополам.
На начальном этапе, пока Вы не научились чувствовать равновесие в кадре эти правила компоновки необходимы, но потом они начинают ограничивать возможности фотографа.
По правилам компоновки желательно чтобы линия горизонта не делила кадр пополам, а в композиции это допустимо, в зависимости от замысла автора. В композиции не бывает простых решений. Вариантов компоновки ограниченное количество, а возможности композиции безграничны. В композиции нет никаких правил и запретов, как не может быть ограничений в творчестве, только приёмы, помогающие реализовать идею автора. Это создание изобразительной формы - из хаоса деталей окружающего мира сделать упорядоченное изображение.
Какая-то компоновка присутствует в любом изображении, даже в самой корявой изобразительной фразе. Но далеко не любое изображение обладает композицией. В отличие от компоновки композиция обязательно наделена смыслом.
Автор фото 2 Алексей Бушов ©
На пейзажной фотографии 2 уровень горизонта размещён по середине кадра, что противоречит правилам компоновки, но не противоречит приёмам композиции и воспринимается гармонично. Это происходит потому, что в нижней части кадра размещены большие, тёмные камни, которые утяжеляют низ изображения. Верхняя его часть и нижняя не кажутся зрителю равнозначными и равновеликими. Из-за того что на переднем плане расположен камень, выходящий за пределы кадра, возникает ощущение длящегося пространства и это создаёт иллюзию увеличения нижней части фотографии.
Конструкция – второй уровень организации изображения, схема построения композиции. Из живописи известны несколько общепринятых конструктивных построений — в треугольнике, круге, овале. Конструкция составляется из нескольких главных элементов изображения, их сочетаний и взаимодействий. Это остов, на который нанизываются детали сюжета. Конструкция — план построения изображения, но не сама композиция.
На фото 1 (сверху) пример конструкции в виде треугольника. Расмотрение кадра происходит примерно так - сначала главный объект — молящаяся женщина на переднем плане (её голова и руки, сложенные "лодочкой"), затем взгляд переходит на фигуру пожилого мужчины в проёме двери, затем через фигуру коленопреклонённой женщины возвращается к главному объекту — на локоть женщины и по руке доходит до лица. Взгляд держится в этой замкнутой конструкции и продолжает перемещаться по треугольной траектории пока зритель рассмотрит все подробности и прочувствует состояние людей в кадре.
Композиция – третий уровень организации изображения.
Композиция – взаимодействие, сочетание линий, форм, световых и цветовых пятен, подводящих взгляд зрителя к сюжетно важной части, предлагающих ему ассоциативные образы, вызывающих эмоции определенного характера, которые не дают взгляду наблюдателя выйти за пределы кадра. Композиция может быть выразительна и самодостаточна, как художественная форма сама по себе, а может и рождать смысл или приводить к смыслу.
Композицию невозможно повторить, в каждом отдельном случае она уникальна – это «душа» фотографии. Как правило, все элементы композиции взаимодействуют друг с другом.
В композиции все элементы жестко закреплены на своих местах, у зрителя не возникает желания что-то подвинуть или изменить в изображении.
Автор фото 3 Алексей Бушов ©
На фото 3 применена замкнутая композиция, при помощи которой взгляд зрителя остаётся в пределах кадра и следует по траектории определяемой ритмом, направлением движения женских фигур и их взглядами. Главный объект - фигура второй женщины слева, от неё взгляд следует к сидящей наверху учётчице, потом следует к правой границе кадра, которая обрамлена частью жеской фигуры с кирпичами на голове. Эта фигура не даёт взгляду выйти за пределы границ кадра и возвращает зрителя к женщине в центре кадра, которая идёт против направления основного движения в фото и указывет своим взглядом к левой границе кадра — на замыкающую изображение фигуру женщины. После взгляд, совершив круг, возвращается к главному объекту и повторяет "обход", пока не возникнет понимание сюжета и не пропадёт к нему интерес.
Если сравнивать организацию изображения с написанием фразы, то компоновка — это орфография, правописание, конструкция — грамматика фразы, связь между словами, их правильное расположение в предложении, склонение глаголов…,а композиция — наполнение этой фразы выразительностью и смыслом – сочетание слов и выражений, подбор синонимов, наиболее подходящих для передачи смысла сюжета.
О правилах компоновки, приёмах композиции, Вы узнаете из материалов «Маркета занятий». Так же Вы научитесь использовать особенности восприятия изображений и управлять вниманием зрителей.
Раздел занятий «Планы. Перспектива. Композиция» Занятия «Фотокомпозиция. Часть 2-5»
При написании текста урока использован материалы книги "Фотография как.." Александра Лапина.
Автор урока Алексей Бушов © Спасибо за внимание.