«Интернет обучение фотографии»

Photography School Online

Форум

Театр живых кукол Владимира Захарова.

1. ::

Здравствуйте коллеги. У кого был опыт съёмки самобытных и оригинальных театров? Поделитесь впечатлениями и опытом. Раскажите пожалуйста где Вы нашли интересные театральные студии, спектакли, как прошли съёмки и чем они Вам понравились.

Я предлагаю Вашему вниманию личный опыт общения с творческим человеком, актёре и режиссёре, хорошем человеке и мастере - лекаре человеческих душ Владимире Захарове из Томска. Благо, что здесь нет ограничений в самовыражении! Рассказ построен на основе нескольких встреч с Владимиром, его зрителями и друзьями.

Если будут возникать вопросы или захотите оставить комментарии и рассказать о своих впечатлениях - милости прошу!

Поворот головы куклы, чуть прикрытые глаза, небрежный взмах руки с грациозным движением маленьких пальчиков, и зрители воспринимают механизм на руке мастера живым и, буквально плачут на спектаклях. Главные темы представлений – любовь, сочувствие, настоящая дружба…

Автор и актёр не играет пьесы, а проживает снова и снова на сцене, потрясающие своим откровением и глубиной, собственные переживания, чувства, обнажая своё сердце.

Владимир Захаров по специальности «кибернетик электрических систем», занимался механикой, разработкой и внедрением роботов, автоматизацией технологических процессов, увлекался деревянной скульптурой малых форм, писал стихи, песни, сказочную прозу, снимал любительское кино - документальное и игровое, был актером любительского театра миниатюр.



На фото сверху Владимир Захаров.

Владимир в 2007 году построил здание театра своими руками из сосновых брёвен, а корявые сучья, корни, доски использовал для изготовления сцены и внутренней отделки.

Основные актёры всех спектаклей авторского театра «2+КУ» куклы – на - запястье - уникальное изобретение Владимира, кибернетика-конструктора, мастера-кукольника, поэта, режиссёра и драматурга из далёкого сибирского города Томска. Материал для изготовления кукол мастер находит в лесу, неподалёку от города – делает их из кедра, дерева, обладающего сакральными свойствами. Каждая кукла получается уникальной и обладает своим характером, темпераментом.

Управляются куклы еле заметными движениями кисти и пальцев рук кукловода.

Кроме кукол –на – запястье, Владимир, изготавливает электронно-механические куклы, которые самостоятельно двигаются и разговаривают со зрителями, – это направление своей деятельности мастер называет «оживлением пространства». Весь театр населён такими куклами. Перед каждым спектаклем гости с любопытством исследуют каждый уголок зрительного зала, слушают ироничные высказывания механических персонажей.

Владимир не говорит прямым текстом в спектаклях, он рождает эмоции у зрителей, и у кого какая душевная конструкция, такие эмоции и рождаются. И у каждого в результате производится какое-то своё чувство…

Он даёт импульс, а дальше, может у кого-нибудь и негативные эмоции полезут, а может и нет…

Один из спектаклей «Я писатель» воспринимается как выворачивание трепетной и нежной души наизнанку- болезненно и откровенно. Это очень трогает, до слёз…

Про первые шаги в творчестве.

Захаров: Первые мои шаги в творчестве были в клубе самодеятельной песни в 60-х годах. Писал и исполнял свои произведения сам. Я уже тогда понял, что мой мир, который я строю интересен другим людям.

То что я пишу – пьесы, рассказы, всё это основано на реальных событиях, людях, переживаниях, потому что тогда получается правда. Даже вполне себе сказочный сюжет, имея в основе реальную основу даёт достоверность эмоциям. Это и «цепляет». Просто придумать и сыграть такое не получиться, нужно это прожить.

Я перевожу жизнь в своеобразную форму рассказов и пьес.

Секреты оживления кукол Захарова. Просто на словах, но сложно в воплощении.

Захаров: Самое важное в моих куклах это то, что я их стараюсь делать «живыми», это и больше всего воздействует на зрителей. Я нашёл два ключа – два приёма, которые создают иллюзию присутствия вместо механической куклы живого существа – это лишняя степень свободы движений частей тела куклы, некоторая непредсказуемость, зависящая от наклона в пространстве или от скорости движения и лицо куклы – вращающиеся глаза и веки, открывающийся рот, асимметричное строение. Мимика на лице и движения обязательно согласуются между собой.

Весь фокус в том, что куклы совершают каждое, вроде бы повторяющееся движение, по-новому!! Это небольшое несовершенство, неточность в движениях пробуждают такие эмоции у зрителей, что даже диву даёшься.

Если бы все движения были точными и выверенными, то было бы ощущения механического робота.

Один искусствовед из Москвы рассказывал после просмотра одного из моих спектаклей, что собака (кукла собаки) встала в конце представления и ушла. Такое было его эмоциональное потрясение, что он сам домыслил то, чего на самом деле не было. Собака (кукла собаки) в конце представления, всего лишь подняла голову и посмотрела в зрительный зал…

Вот такие эмоциональные и чувственные прозрения зрителей и толкают меня к тому чтобы продолжать делиться своими мыслями и переживаниями в своём театре. Я стараюсь делать только то, что мне интересно и это, как ни странно сразу становится интересно другим людям.

Куклы- актёры театра живут своей жизнью и воспринимаются зрителями как самостоятельные существа, даже на моей руке. Я это воспринимаю как самый большой комплимент для меня.

Набору деревяшек и проволочек зрители верят на столько, что они меня не замечают, общаются с куклами.

Я заметил, что у меня в мозгу формируются разные участки, которые относятся к моим куклам – мозг Ёжика, мозг Алисы, Маленького Принца…

Одевая Алису на руку, я активизирую её часть в своём мозгу и становлюсь кокетливой женщиной, а без куклы этого не происходит.

Владимир с куклой Алисой.

Я пытался говорить монолог Ёжика без него – даже текст не помню, не то что интонации и импровизации… А с ним всё вспоминается, он начинает жить, придумывать текст, которого никогда не было.

У самого известного актёра театра - Ёжика есть своя страница в социальной сети «Вконтакте», он активный член интернет сообщества. Ему там делают предложения – «хочу замуж за Ёжика».

Ёжик из сказок Сергея Козлова.

Для того, что бы изготовить механическую куклу нужно знать анатомию, механику, электронику, психологию, динамику движений, отношений, что бы она удивляла, приковывала внимание. Это драматургия, мини-спектакль… Который либо работает либо нет.

Текст для куклы это вообще отдельный жанр в литературе, нужно понять и использовать ситуацию, учесть характер персонажа…

Если во время монолога кукла должна сделать паузу и задуматься, она же физически должна задуматься… Прикрыть глаза, покачать головой, поднести руку к лицу… По-разному получается передавать подобие человеческого поведения.

Зритель должен это увидеть. Здесь обман не проходит…

Об общении зрителей с куклами-актёрами: Люди, когда слушают что им говорит кукла, начинают отвечать, показывать руки, если она просит. Причём подносят руки к глазам куклы. Ну неужели они не понимают, что она не видит…

Журналисты, которые приходят на спектакли и ко рту кукол подносят микрофоны, хотя видят, что рядом стоит динамик из которого идёт звук.

Сама потом смущается «Ой что это я!» но всё равно это для корр. Дискомфортно, кукла-то сидит в другом месте.

Что бы этим заниматься нужно быть открытым человеком, не иметь никаких рамок. Я раньше снимал кино, это мне очень помогло приобрести большой опыт, который пригодился при постановке моих спектаклей.

У меня, если одна кукла чему-нибудь научилась, сразу остальные тоже это начинают уметь. Все учатся друг у друга – я же ими занимаюсь.

Часто приходят молодые люди и после спектаклей говорят «Ох вы меня удивили, я думал уже всё видел и всё знаю». Это в его-то 33 или 35 лет!!!

Для них нового ничего нет! А всё кругом ведь новое…

Это значит они потеряли способность учиться и удивляться.

Вот ты сейчас продавал что-то, так иди покупай – научишься чему-то новому, или вырасти чего-нибудь, что ты продавал, или смастери…

Понять эти процессы, природу всего это безумно интересно, можно постоянно учиться всему.

Я разбираю дисковод компьютера и вижу весь процесс его создания от чертежей до прикручивания последнего винтика, потому что я сам, своими руками их делал. Иду мимо дома и вижу, что сделано хорошо, а что неважно, потому что сам строил дома. Для того, чтобы что-то делать, нужно представлять весь процесс. И с человеческими отношениями так же – стараюсь понимать причину поступков людей. У меня есть спектакль «Школа любви», где я исполняю роль мужчины и женщины одновременно. Отвечаю то с позиции героя, то героини пьесы, и понимаю сам, почему в жизненных ситуациях мы себя ведём по-разному.


Наталья, преподаватель одного из высших учебных заведений в Новосибирске:

Впечатления после спектакля.

«Я не могу себе позволить испытывать такую огромную гамму чувств, потому что это тяжело, морально тяжело, на это нужно время, отдаться чувствам на секунду я не могу, и на 10 минут и 20 тоже не могу, а быт так засасывает.... Заканчиваешь работу, а нужно забрать детей из школы, приготовить ужин, накормить детей и мужа, всех уложить спать – уже поздний вечер, и остаются силы, только до кровати добраться... В выходные выспаться бы...

Если я ещё буду тратить силы на то, что бы чувствовать и переживать, развиваться духовно и творчески, я не выдержу наверное...»

«Я давно так не чувствовала... любовь, так чувствовать, так любить...»

«Я не могу себе позволить жить по другому, для этого нужны деньги... , то есть, что бы не думать о быте и выживании, а заниматься собой и творчеством.»

«С другой стороны хочется переживать такие яркие эмоции снова и снова, но я боюсь, того, что не смогу общаться с детьми и мужем – они меня перестанут понимать...

Бедный мой муж, я же такие чувства, которые вызвали у меня переживания от спектакля, не испытаю к нему больше никогда... Как нам тогда жить?

Когда человек живёт в творчестве, чувства его не атрофируются, как у нас, когда нам незачем и некогда чувствовать, и чувства отключаются...

Вдруг такой человек попадает в этот театр и ему становится невыносимо больно, щемяще, то, что не случается в обычной жизни. У нас совсем другая жизнь, мы клан обывателей, у нас другие ценности...»

Кукла.


Я заметила, что Владимир, перед спектаклем, выглядит очень стеснительным, а потом, когда одевает куклу на руку, преображается – то становится женщиной, кокетливой, маенерной, то трогательным влюблённым мужчиной...

У куклы двигается каждый пальчик, она оживает, как в детстве, поворачивает головой, хлопает глазами, внимательно смотрит, смущается, разговаривает, как ребёночек... Такое ощущение беззащитности ...

Это возможно, скорее всего потому, что Владимира, в жизни ничего не отвлекает, он живёт театром..


Доктор психологии, заведующий кафедрой Томского государственного университета, Богомаз Сергей Александрович.

О символах и мире образов.

Современный мир уже не тот, что был ранее, экономика быстро развивается, меняя всю человеческую цивилизацию. Раньше основными источниками прибыли в экономике был сектор реального производства – выплавка тонн чугуна, стали, сбор урожая, добыча руды, то, что можно трогать руками и что имеет чёткое материальное выражение. Теперь более прибыльными стали ценные бумаги, игра на бирже, средства коммуникации, интернет технологии – напрямую связанные с образным мышлением людей, виртуальные источники прибыли.

40-50 лет назад трудно было представить, что будет существовать отдельный виртуальный мир внутри реального или над ним!

Развитие научно – технического процесса, предъявляет особые требования к участникам экономических процессов. Символьное, образное мышление – стало конкурентным преимуществом в современном мире - той культуры, которая естественно существует в символьной форме и оперирует образами.

Формирование образного, символьного мира идёт через развите экономики, когда возрастает количество различных коммуникаций, которые формальны – «по делу», круг общения расширяется, но люди становятся всё более одинокими, пропадают чувственные переживания, проявления тонких эмоций и, как компенсация, возникает необходимость почувствовать что-то настоящее, откровенное, честное, прикоснуться к открытому миру другого человека, говорящему о сокровенных вещах, выворачивающего свою душу наизнанку...

Но человек не может себе позволить такой роскоши – чувствовать, ведь на это нужно тратить время, а его нет, для себя нет...

Люди черствеют, заковывая себя в ситуацию постоянного, хронического стресса, из которого можно кратковременно выходить при помощи очень сильных и ярких эмоциональных переживаний, испытываемых при занятиях экстремальными видами спорта, видя сцены насилия, ужаса, унижения, крови...

Не на долго приобретая способность испытывать чувства человек может ощутить себя живым.

Другой ощутить себя живым – через собственное творчество и возможность стать причастным к творчеству других - через театр, кино, изобразительное искусство, фотографию.

В своих спектаклях Владимир Захаров разговаривает на языке символов, образов, он становится посредником между реальным миром – зрителями, и символичным – миром кукол, миром воображения.

Символ – посредник, между автором – человеком, который транслирует что-то (передатчиком) и зрителем (приёмником). Это универсальный язык, переводящий кодировку мыслей, чувств, эмоций и делающий их понятнми большинству людей и они реагируют...

Возникает ощущение разрыва во времени, остановка во время всеобщей суеты, это приводит к пониманию, что можно жить подругому.

А мы живём под влиянием чувства долга, оказываемся втянуты в такие жесткие коммуникации, поглощены ежедневными делами, что возникает вопрос, зачем всё это, куда я трачу свою жизнь, зачем я этим занимаюсь? Но лучше на него не отвечать, потому что возникает следующий – а что же тогда делать?



 

Комментирование разрешено только для авторизованных членов фотоклуба.

 

Наверх