Зачем выделять главное в фотографии?

Новейшие работы ученых подтверждают что глаз - не просто орган чувств, он - часть мозга, вынесенная на "передний край" восприятия.
В сетчатке глаза человека есть небольшое углубление, которое называется центральной ямкой. При попадании отраженного света от любого предмета на сетчатку, в область центральной ямки, обеспечивается наиболее резкое его изображение. Когда человек хочет четко увидеть что-то, он автоматически поворачивает в этом направлении голову и как-бы фиксирует предмет своего внимания центральной ямкой. Это свойство зрения называется центральная фиксация
Благодаря такому устройству органа зрения, одна часть любого объекта всегда видна лучше, чем остальные. На этом свойстве основан один из важных законов восприятия изображений, - неспособность внимательно воспринимать зрителем два и более объектов на изображении одновременно. Взгляд постоянно находится в движении и перемещается по разным деталям, останавливаясь на некоторых на доли секунды.
Если Вы находитесь в квартире или в доме, посмотрите вокруг себя, внимательно вглядитесь в один какой-то предмет. Остальные предметы, находящиеся рядом будут казаться нечёткими, как-бы размытыми. Это свойство нашего зрения и мозга сосредотачиваться на чём-то одном. Для того чтобы создать иллюзию реального мира в фотографии, нужно дать зрителю возможность сосредоточить свой взгляд на главном предмете изображения. Для этого фотографу необходимо понять что в фото главное и выделить это.
Вы, наверно, часто видите такие фотографии, в которых много деталей и все они изображены чётко. Такой кадр изобилует мельчайшими подробностями, его рисунок становится запутанным и перегруженным. Глаз зрителя ни на чем определенном остановиться не может, потому что на таком фото нет какой-либо фигуры или предмета, привлекающих к себе особое внимание, то есть, нет акцента, поставленного на главном, на центральной части сюжета, все его части являются равнозначными. Пример такой фотографии снизу. Фото 2.

Фото 2 - это брак, который я не отобрал для показа и публикации. На этом изображении "каша" - не понятно что главное и что происходит - какая-то толпа людей перед буддистским храмом. Хотя взгляд всё время упирается в фигуру милиционера (который ближе к ценнтру кадра) и его фуражку с красным околышем, он не является главным героем сюжета, по моему замыслу. Здесь произошло классическое разделение изобразительного центра (милиционер) со смысловым, которого вобще нет... Главный объект в кадре (милиционер) вроде есть, но он не является сюжетно важным (смысловым) центром.
Рассмотрение кадра должно начинаться с сюжетно важной части изображения, и правильно поставленный на ней акцент гарантия того, что зритель поймёт что хотел показать автор фотографии.
Распространённая ошибка начинающих фотографов состоит в том, что они располагаются слишком далеко от объектов съёмки, желая вместить в кадр всё, что видят. Фотографии в таком случае получаются перегруженными лишними деталями. Известный фотограф Роберт Каппа говорил о том, что, если фотография не получилась, значит, автор был недостаточно близко к сюжету.

На фото 3 главный объект буддистский лама - он выделен цветом (красный цвет доминирующий) и контрастом - тёмная фигура на светлом фоне. Все линии в кадре, наравлены в его сторону и указывают на него. Лама с усердием и аккуратностью готовит храм к молебну.
Физиологические особенности человеческого зрения обуславливают то, что глаз человека, рассматривающего какое-либо изображение, в первую очередь останавливается на самых ярких пятнах или на участках изображения с наивысшими контрастами, а так же на самых крупных объектах.
Можно свести в своеобразную систему те приемы, которые помогают выделить главное в фотографии.
Автор урока Алексей Бушов © Спасибо за внимание.