«Интернет обучение фотографии»

Photography School Online

Бесплатные уроки

Почему фотография не "цепляет"?

Description: Macintosh HD:Users:aleksey:Образование:photo.pro:Занятия:Бесплатные уроки:oZberg.jpgФотографы, которые научились пользоваться камерой и освоили простейшие правила компоновки начинают задаваться этим вопросом. Они показывают свои фотографии знакомым, а те только зевают или из вежливости сдержанно хвалят. Пробуют публиковать на фотосайтах, но и там полное равнодушие – никто не замечает их работу. Один из ответчиков сайта www.mail.ru под ником oZberg в разделе «Фотография и видеосъёмка» опубликовал свой снимок и спросил:

«Почему фотография не цепляет?

Вроде бы все правильно, все как учили: горизонт не завален и не делит кадр пополам (если брать линию перил за горизонт), основные объекты (фонтан и стела) более-менее подчинены правилу третей, клумба красиво заполняет передний план, небо не засвечено - имеет красивый градиент, тени не провалены. Однако, смотрю я на эту фотографию, и понимаю - что-то тут не так, "не цепляет", как говорится (=

Как думаете, в чем проблема? Какие комментарии могли бы дать относительно этого снимка»?

Вот фото. Автор oZberg.

Давайте сначала разберёмся что такое «цепляет» и что может «цеплять» в фотографии, или как ещё говорят «торкать».

Понятие цепляет или не цепляет находятся за пределами категорий камер и линз, правил компоновки, правильной экспозиции, переднего плана и градиентов, а находится в области чувств и ощущений – гармонии, красоты, дисгармонии, страха и многого другого.

Задача фотографа спровоцировать своей работой ответную реакцию у зрителей. Реакция может быть разная – положительная, равнодушие и отрицательная. Но сначала должен возникнуть интерес взглянуть на фото – наличие необычного персонажа, света, цвета, знакомых геометрических фигур, какое-то действие, линии, напоминающие что… Зритель смотрит на фото и ищет то, что может перекликаться с его мироощущением, жизненным опытом, пережитыми эмоциями и ранее виденным. Должен быть явно показан какой-то главный объект – герой или предмет, вокруг которого построен сюжет.

Анализ каждого изображения проходит так.

Автор говорит зачем он делал фото, и что хотел сказать этим. Исходя из конкретных целей и задач автора можно судить удалось ему их реализовать или нет. Не зная целей и задач автора, можно только предполагать. Скорее всего эта фотография сделана как учебный этюд или под влиянием эмоций управлявших автором во время съёмки.

Что снимал автор и что главное в этой фотографии? По моему фонтан. Фотография геометрически выверена, но не уравновешена – слишком мало места автор оставил в основании массивного фонтана, что привело к утяжелению верхней части и это внесло дисбаланс в кадр.

Нет переднего плана, банальная точка съёмки с человеческого роста, как этот сюжет видят все. Выбрано неудачное время для съёмки – солнце в зените, свет делает сюжет плоским и фотография имеет голубой оттенок.

Главный объект - фонтан. Он ничем не интересен зрителю, разве только специалисту по изготовлению малых архитектурных форм, как пример его работы для показа заказчику.

Когда смотришь на изображение, возникает ощущение пустой сцены, на которой ничего не происходит. Зритель, глядя на фото, как и на сцену в театре не может долго смотреть на декорации без спектакля. Справедливости ради можно отметить, что в глубине кадра есть люди и они что-то делают, но масштаб изображения не позволяет их разглядеть.

Есть вероятность того, что в фотографии неработающего фонтана зритель проявит к чему-то интерес? С уверенностью могу сказать – нет. А если в первые доли секунды фотография не привлекла внимание зрителя, он её пролистнёт.

Что вызывает интерес у большинства людей в фотографии?

Каждому человеку интересно узнавать что-то новое. В фотографии фонтана нет ничего нового и зритель не утолит свою жажду знаний.

Каждому человеку приятно смотреть на что-то красивое и необычное. Фото сделано в середине дня, при обычном для всех людей освещении, которое они привыкли видеть, которое не способно проявить объём и фактуру сюжета. Небо пустое и невыразительное – нет облаков. Нет в кадре динамики, действия. Надо было снимать этот сюжет в режимное время – вечером или утром. Появился бы красивый цвет, тени и объём. Многие зрители редко видят улицы города, пейзажи, сценки из жизни в необычных условиях освещения, на закате или восходе. Они в это время либо спят, либо ужинают перед телевизором.

Каждый человек любопытен и хочет смотреть когда что-то с кем-то происходит. Даже, если это что-то плохое. В кадре пусто – ничего не происходит. Есть декорации, а действия нет и это не компенсируется интересным светом, цветом и композицией.

Каждому человеку приятно ощущать себя умным, внимательным и проницательным. Не над чем поразмышлять искушенному зрителю, глядя на фото фонтана. Фотография бессмысленна и не несёт никакого сообщения, содержания. Мы же не бубним друг другу несвязные звуки, когда хотим что-то рассказать, а пустые фотографии позволяем себе делать.

Ещё одна причина того, почему фотография не «цепляет» или «цепляет» только автора - эмоциональная привязка к сюжету или к месту съёмки.

Вокруг нас постоянно плещется море всяких фоток и фоточек, которые до безобразия скучны и одинаковы. Но почему они не скучны для авторов этих произведений? Потому что эти фотографии тесно связаны с их воспоминаниями о том месте и времени, когда они сделали свой «шедевр», или с трудностями сопряженными со съёмкой.

Давайте пофантазируем – фотограф-любитель с приятной компанией приехал на морской отдых, выпил кваса и идёт по набережной. Ветер приятно охлаждает разморённое зноем тело автора. Послевкусие холодного кваса, шашлычка и приятого разговора с друзьями навевает творческое настроение и автор замечает красивую скульптурную группу – фонтан в центре площади, клумбу вокруг него, лестницу на холм и под влиянием настроения делает несколько снимков.

По приезду домой, разглядывая и перебирая фотографии он вспоминает с тёплой улыбкой приятный день в приморском городке… Но другие-то зрители не были там с ним и не имеют связанных с фото романтических воспоминаний. Именно это фото с фонтаном их не тронет в таком, как есть исполнении.

То же самое происходит, когда счастливые родители показывают всем знакомым десятки фотографий своего любимого малыша и удивляются что люди бегут от них. Любовь родителей не сделает фотографии их ребёнка интересными для посторонних.

Автор фото Сергей Максимишин.

Зрителей не затронет фотография сделанная автором только в целях тренировки и отработки каких-либо приёмов, потому что это чувствуется в изображении – там появляется сообщение – я не снимаю, а практикуюсь. Так же могут быть проблемы с фотографиями, в которых автор показывает как он может лихо закручивать композицию, которая ни чего не содержит и ни к чему не подводит – является бессмысленной изобразительной формой, ради самой формы. На такие фото зритель в первые доли секунд обратит своё внимание, но потом поймёт, что за внешней формой ничего не содержится.

В конце статьи приведу пример фотографии известного мастера фотжурналистики Сергея Максимишина. Фотография фонтана, которая «цепляет». В ней есть сцена, есть герои, есть сравнения, динамика, атмосфера, ритм, и всё это композиционно оформлено.

Как привлечь внимание зрителя, какие композиционные приёмы использовать и как в итоге сделать хорошую фотографию Вы узнаете из материалов уроков «Маркета занятий».

Спасибо за внимание! Автор статьи Алексей Бушов.

Занятие 15. Точки съёмки и планы.

Вы узнаете, какие три основных подхода к съёмке фотографы применяют в своей деятельности, какие бывают точки съёмки и крупности планов и научитесь их грамотно использовать. Практическое задание на понимание того, какие точки съёмки и крупности планов выбирать для съёмки конкретных сюжетов.

Теория: 300 руб.
Заказать теорию
Практика: 300 руб.
Заказать практику
Полная стоимость занятия: 600 руб.
Заказать занятие

Занятие 16. Отбор и анализ фото.

Вы научитесь анализировать отснятый материал, отбирать лучшие фотографии и постараетесь развить в себе грамотного критика. Узнаете как проводить анализ изображений, чтобы ускорить своё развитие как фотографа. Я покажу как делается отбор фотографий для журнала из сырого материала съёмки.

Теория: 300 руб.
Заказать теорию
Практика: 400 руб.
Заказать практику
Полная стоимость занятия: 700 руб.
Заказать занятие

Занятие 18. Фотокомпозиция. Часть 1.

Вы узнаете как зрители воспринимают изображения и будете учитывать это. Узнаете что такое иллюзии в изображениях и как их использовать для создания интересных фотографий. Я расскажу что такое изобразительный и смысловой центры и зачем их соединять в фотографии. Вы узнаете зачем выделять главное в фотографии и как это делать. Способы выделения главного и их осознанное применение.

Теория: 300 руб.
Заказать теорию
Практика: 300 руб.
Заказать практику
Полная стоимость занятия: 600 руб.
Заказать занятие

Наверх