«Интернет обучение фотографии»

Photography School Online

Бесплатные уроки

Консультация по съёмке репортажа.

Консультация по съёмке событийного репортажа.
 
Фотограф Алёна Кадышева.
 
Здравствуйте Алексей. Мне нужна консультация по съёмке событийного спортивного репортажа – тренировки по гиревому спорту.
Действие происходит в зале спортивного клуба по гиревому спорту. В своей серии я хотела показать ход тренировки, выносливость и настойчивость спортсменов в выполнении упражнений. Старалась снимать с разных точек, «поймать» кадры с интересной композицией. Так же стремилась исправить свои ошибки с моей предыдущей сьемки, т.е. показать в кадре эмоции, не снимать со спины, в основном снимала на широкоугольный объектив,
 
Установки камеры: экспокоррекция -1,5. ISO – 5000, режимы съёмки TV, M.
 
Автор фото Алексей Бушов ©
 
 
 
 
Ответ. Алексей Бушов Алёне Кадышевой.
Здравствуйте Алёна.
После выполнения практического задания к занятию 30 «Съёмка репортажа» у Вас есть ощутимый прогресс в съёмке! Появилась одна фотография со сложной, многоплановой композицией. Она, по моему, лучшая в серии. (фото 7).
 
Судя по всему, Вы уже освоили свою камеру, применяете экспокоррекцию, видите сюжеты и правильно компонуете кадр - это хорошо. Пришло время переходить на другой уровень - становиться из хорошего фотофиксатора рассказчиком фотоисторий!
 
А пока, многие из Ваших работ в серии - фиксация увиденного без авторской интерпретации и глубокого смысла. Так снимают все и из таких фотографий сложно сформировать хороший рассказ. Ваши фотографии просто указывают на героев и ситуации с ними, но в них не видно Ваше отношение к сюжетам и фото не вызывают у зрителей собственных ассоциаций и переживаний. Если конечно зрители не гиревики или кикбоксёры...
Ведь репортаж – это эмоциональный рассказ очевидца для людей, которые никогда не были там, где Вы снимали и не делали то, что Вы показываете в своих фотографиях.
 
Вам нужно учиться описывать свои фотографии и анализировать их. Приведу пример того как я вижу то, что Вы снимали в одной из фотографий:

Фото 7. Автор Алёна Кадышева © Кадр с пометками.
 
Достоинства.
Этот кадр, по моему мнению, лучший из серии. Многокомпонентная фотография, есть передний план, присутствует действие и динамика в кадре. Главный объект – парень, поднявший вверх гири.
 
Анализ ошибок.
В кадре 7 человек (объектов) из них работают на сюжет только четыре. Начинаю справа - рука (локоть) человека на границе кадра, как передний план и как обрамление. Второй парень в белой футболке, что отвернулся к окну, третий парень - главный объект с гирями. Описанные три объекта разнесены в пространстве кадра и формируют правую часть композиции. А вот потом начались проблемы... Дальше на право - парень прикрытый ручкой тренажера и рукой девушки - почти исключен из композиции, как не самостоятельный элемент, так как наложение объектов мешает их восприятию зрителем. У левой границы кадра два парня слились в один объект и ещё рука одного из них толкает гирю в рот девушки. Девушка могла бы стать хорошим передним планом и обрамлением кадра слева, но ей засунули в рот гирю и её рука наложилась на фигуру парня в центре кадра.
 
Как улучшить.
Можно было разнести все объекты (чтобы они не налагались друг на друга) в пространстве кадра, заполнить пустую область в центре-сверху. Чуть дольше постоять на этом месте и сделать на 5-10 дублей больше.
Во вложении Ваш кадр с моими пометками - знак вопроса это пустое место. Зачем Вы оставили пустое место в центре кадра?
 
По остальным фотографиям - ошибки примерно те же, что и при съёмке по заданию к занятию 30 (репортаж о кикбоксёрах) – не получился связанный рассказ о тренировке и о людях. Нет портретов людей, нет взглядов с разных сторон - со стороны наблюдателя, со стороны тренера, со стороны спортсмена (участника события). Не показано место действия - нет общего плана со всеми персонажами. Вся серия снята средними планами, кроме последнего кадра – рук спортсмена.
 
Теперь по каждому фото.
Фото 1. Автор Алёна Кадышева © Пример кадрирования.
 
Вы увидели главный объект, но в кадре нет действия и нет переднего плана. Есть подобные элементы, но Вы не сосредоточили нам них внимание зрителя. Во вложении пример кадрирования, когда подобия проявились и можно разглядеть парня на заднем плане - хоть какая-то интрига появилась...

Фото 2. Автор Алёна Кадышева © Пример диагональной компоновки кадра.
 
Хороший кадр. Может быть в серии. Но главный объект слился с фоном - нужно правильно его выделять и показывать. Можно было встать чуть выше и спроецировать девушку на светлый участок пола.
Почему никогда не используйте наклон горизонта в кадре? Это сильный приём, который добавляет динамизма. Слева пример другой компоновки, более динамичной. Не нужно злоупотреблять наклоном камеры, но если это улучшает сюжет и это обосновано, то делайте диагональные кадры.

Фото 3. Автор Алёна Кадышева © Фото 4. Автор Алёна Кадышева ©
 
Без кадра 3 можно было обойтись. Вы хотели показать напряжение и тяжесть упражнений, но слепили объекты друг с другом и перекрыли лицо парня на втором плане рукой парня на переднем плане. И не видно напряженных лиц. По этому "тяжести" в кадре не получилось.
 
Фото 4 - правильный кадр. Нужный. Претензий нет.
 

Фото 5. Автор Алёна Кадышева © Пример кадрирования.
 
Зачем Вы снимали так прямолинейно и просто? Слева ведь стоит мальчик, который важнее для этого сюжета, чем сам штангист... Есть действие штангиста и есть реакция мальчика на это действие. При помощи реакции мальчика Вы могли передать своё отношение к происходящему. У вас несколько способов выразить своё отношение в фотографии - при помощи отношения наблюдателей, при помощи отношения к процессу самих участников и т.д. Всё это описано в материале теории занятия 30. Если есть необходимость, перечитайте его пожалуйста.

 
 
 
 
Фото 6. Автор Алёна Кадышева ©
 
Что, по Вашему мнению в этом кадре главное? Может я что-то не понимаю, но мой взгляд всё время останавливается на синих трико спортсмена в центре. Вы же не хотели показать его, извините, гениталии?
 
Ваша первая задача при построении кадра - сначала решить что будет главное, потом выбрать передний план, потом фон, потом исключить наложение объектов в кадре, потом выберать подходящую фазу движения героев и после этого снять сюжет.

 
 
 
 
 
 
 
 
Фото 8. Автор Алёна Кадышева. Пример кадрирования.
 
Тоже нужный кадр. Но его, по моему мнению, нужно было компоновать по диагонали - композиция сразу оживилась бы. Во вложении пример компоновки.
 
Выводы и рекомендации.
 
В процессе съёмки и обучения используйте схему построения репортажа (не важно, событийного или повседневного):
Смысловая схема – обязательный набор сюжетов и их реализация разными планами. Это нужно для того, чтобы запомнить какие основные кадры должны быть в любом репортаже. Конечно этими основными кадрами не нужно ограничиваться, а снимать больше и интереснее.

Примерная схема съёмки. Не руководство к действию, а рекомендации.
1. Показать место действия. Реализация через общий план. Но общий план это не просто - отойти подальше от сюжета и щелкнуть, это выбрать точку съёмки, выбрать нужный передний план, фон, распределить объекты в кадре, чтобы они не «налипали» друг на друга, выбрать главный объект, придумать как его выделить, дождаться интересного действия и сделать 5-10 дублей... Может понадобиться и больше.
2. Показать характерное действие, но не повторяющее то, что было запечатлено на общем плане.
3. Сделать 2-3 жанровых портрета героев. Можно постановочные, в спокойном состоянии, в бездействии. Чтобы показать характерных участников события.
4. Показать взаимоотношения участников - новички восхищенно смотрят на мастеров, а мастера берут большие веса... И это всё в одном кадре.
5. Показать разных участников - девушек и мужчин и контраст тяжелого вида спорта и хрупких героинь.
6. Если есть тренер, то показать добр он к ученикам или жесток...
 
Главное, чтобы в серии прослеживался единый сюжет и видно было Ваше отношение к происходящему.
 
Рекомендую внимательно прочитать и изучить иллюстрации теоретического занятия 30. «Съёмка репортажа». Там много сказано в разборах конкретных работ об использовании переднего плана и создания эффекта присутствия. Читайте комментарии к фотографиям!
 
Техника исполнения:
1. Поставьте себе задачу - как только увидели интересное действие или персонажа, не бегите его снимать "влоб" прямолинейно фиксировать, а оглядитесь и сначала найдите передний план для основного сюжета. Таким планом может быть действие других спортсменов или расставленные перед основным сюжетом гири, силовой тренажер (его части, детали). При этом действие на переднем плане можно показывать не целиком, а резать границами кадра фигуры людей и детали.
Это правило используйте всегда, пока не выработается рефлекс – если увидел интересный сюжет, не бежать к нему, а отбегать в сторону интересного переднего плана.
 
2. При выборе фона смотрите за геометрическими фигурами (формами и контрформами), которые формируют объекты в кадре - прямоугольные плакаты, проёмы дверей, квадраты и прямоугольники, круги и овалы - подобные формы.
Во время съёмки повторяющихся сюжетов, таких как тренировка гиревиков, можно не торопясь ходить, выбирать передний план, думать о фоне и подбирать нужную фазу движения спортсменов.
 
Если будете использовать рекомендации по съёмке событийного репортажа, то быстро подойдёте к профессиональному уровню.
 
Более подробно о съёмке портрета, репортажа и жанровой фотографии Вы узнаете из материалов «Маркета занятий»,
 
Спасибо за внимание.
 
Автор урока Алексей Бушов ©

 

Занятие 15. Точки съёмки и планы.

Вы узнаете, какие три основных подхода к съёмке фотографы применяют в своей деятельности, какие бывают точки съёмки и крупности планов и научитесь их грамотно использовать. Практическое задание на понимание того, какие точки съёмки и крупности планов выбирать для съёмки конкретных сюжетов.

Теория: 300 руб.
Заказать теорию
Практика: 300 руб.
Заказать практику
Полная стоимость занятия: 600 руб.
Заказать занятие

Занятие 16. Отбор и анализ фото.

Вы научитесь анализировать отснятый материал, отбирать лучшие фотографии и постараетесь развить в себе грамотного критика. Узнаете как проводить анализ изображений, чтобы ускорить своё развитие как фотографа. Я покажу как делается отбор фотографий для журнала из сырого материала съёмки.

Теория: 300 руб.
Заказать теорию
Практика: 400 руб.
Заказать практику
Полная стоимость занятия: 700 руб.
Заказать занятие

Занятие 30. Репортаж, жанровое фото, стрит фото. Часть 3.

Вы узнаете как выделять главное и создать эффект присутствия для зрителя в репортажной, жанровой фотографии, как устанавливать контакт с героями сюжетов. Технические и композиционные особенности репортажной и жанровой фотографии. Практическое задание на съёмку событийного репортажа и создание эффекта присутствия.

Теория: 400 руб.
Заказать теорию
Практика: 400 руб.
Заказать практику
Полная стоимость занятия: 800 руб.
Заказать занятие

Наверх